Динамичное развитие контрактного производства в России позволило разделить две ключевые компетенции - производство и продвижение продукта на рынке. Компания-производитель берет на себя разработку косметики с нуля и предлагает владельцу бренда полностью готовый к продаже продукт. Это оптимальный вариант для предприятий или частных лиц, стремящихся вложить финансовые средства в косметический бизнес и быстро получить отдачу. Но качественное выполнение такой наукоемкой услуги может предложить только предприятие, имеющее большой опыт работы в отрасли, а также обладающее развитой научной базой и потенциалом к созданию новой, более качественной и прогрессивной продукции. К таким предприятиям можно отнести фирму «Саша» - российского производителя косметической продукции с 13-летним стажем.
Динамичное развитие контрактного производства можно назвать одной из характерных черт современной парфюмер-но-косметической промышленности, поскольку производство косметики является одной из наиболее перспективных и привлекательных ниш для новых игроков. Н.С. Нужненко, генеральный директор компании «Саша», объясняет это тем, что для создания собственного продукта необходимо пройти длительный и сложный путь организации предприятия, а контрактное производство позволяет начать производство, не имея площадей, лабораторий, оборудования, не беспокоясь о сертификации. При наличии необходимой материальной базы уже через два месяца заказчик может получить готовый продукт и сосредоточиться только на его продвижении и продаже.
Поскольку изначально компания «Саша» специализировалась на выпуске собственной косметической продукции, но после 1998 года постепенно перестроилась на производство есть такие, чьи имена не разглашаются в соответствии с заключенным договором, другие, наоборот, хотят подчеркнуть, что косметика изготовлена именно фирмой «Саша», т.к. компания уже имеет сложившуюся на рынке репутацию. С другой стороны, производственные мощности максимально загружены, идет постоянный круговорот: как только заканчивается работа над одним заказом, в производство поступает следующий. Ежемесячный заказ от компаний-дистрибьюторов может достигать 3 млн единиц, а это требует от компании-производителя сосредоточения на производстве всех имеющихся ресурсов при том, что производительность при двухсменной работе - порядка 100 тыс. единиц продукции в сутки. Функционирует сразу несколько цехов, в том числе и цех по розливу эфирных масел. Алгоритм работы и мощность оборудования таковы, что позволяют быстро переключаться на небольшие партии до 5 тыс. штук. Стоит отметить, что заказы малого объема наиболее сложны в производстве. Они требуют постоянной перестройки оборудования; кроме того, нужно отследить постоянство параметров продукта так, чтобы следующая партия в точности повторяла предыдущую. В небольших объемах часто производится эксклюзивная косметика, насыщенная биологически активными компонентами, что требует особого внимания в процессе изготовления.
Ценовой диапазон производимой косметики очень широк. В магазинах она может стоить от 25 до 400 руб. за единицу. Цена может зависеть и от состава продукта, а именно от степени его насыщения биоактивными компонентами, и от качества упаковки. Со своей стороны компания производит качественный продукт независимо оттого, к какой ценовой нише принадлежит выпускаемый продукт. Хотя среди клиентов бытует мнение, что хороший продукт обязательно должен обладать большим количеством активных ингредиентов, в действительности это не так. Есть общепринятые законы, касающиеся соотношения и совместимости компонентов, технологии их использования. Разрабатывая формулу рецептуры, безусловно, компания стремится учитывать пожелания клиентов, но до определенного предела, пока это не идет в ущерб качеству производимого продукта. По всем остальным вопросам, касающимся разработки дизайна, упаковки, маркетинговой стратегии продвижения, фирма «Саша», пользуясь богатым опытом работы в данной отрасли, может давать рекомендации, естественно, оставляя право принятия окончательного решения за своим клиентом.
Как говорит Н.С. Нужненко, конкурентоспособным косметический продукт на рынке может сделать его высокое качество. Поэтому испытательная лаборатория фирмы «Саша» работает как самостоятельное подразделение - специалисты изучают рынок и, ориентируясь на современные тенденции, создают новые рецептуры. Затем готовится техническая документация. Необходимо отметить, что каждое инновационное решение, например, запатентованные биостимуляторы, разработанные компанией «Саша», используются только для одного заказчика, т.к. компания стремится создавать индивидуальную продукцию для каждого своего клиента.
Не менее, чем качество продукции, важен дизайн упаковки и ее технологичность в производстве. Именно поэтому компания постоянно расширяет компетенции в этой области: повышается квалификация собственных специалистов, ведется поиск надежных партнеров. Например, исходя из потребностей заказчика, компания может дать рекомендации по работе с типографиями, с производителями туб и т.д. Одним из конкурентных преимуществ фирмы «Саша» является наличие у компании собственного маркировочного оборудования, что позволяет ей работать и с небольшими партиями косметики. Кроме того, Н.С. Нужненко отмечает, что любая марка, какой бы потенциально успешной она ни была, будет пользоваться устойчивым спросом на рынке только при условии ее активного продвижения. Поэтому, разрабатывая для клиента марку, компания изначально закладывает основу для ее дальнейшего продвижения: разрабатывается концепция и легенда продукта на основе реальных фактов и литературных данных или ссылок на исторические материалы, подготавливается информационная база для дальнейших рекламных публикаций. Даже после того, как продукт уже создан, при желании заказчика компания «Саша» участвует в процессе продвижения продукта, например, участвуя в рекламе на радио, телевидении, подготовке печатных материалов. Результат столь активной деятельности - ежемесячный объем продаж каждого наименования в составе таких косметических линий порядка 200-400 тыс. единиц в месяц.
Среди основных преимуществ фирмы «Саша» как контрактного производителя необходимо отметить то, что компания делает упор на отлаженный механизм контроля качества производственного процесса на всех этапах. Алгоритм работы построен очень четко, и если какая-то из операций не выполняется, то вся продукция возвращается на доработку. Оборудование укомплектовано по соответствующим правилам технического стандарта. В то время как по ГОСТу допустимый уровень брака должен составлять 2% от общего количества произведенной продукции, на производстве компании «Саша» он составляет всего 0,2%. Необходимо также отметить, что процесс варки косметических средств на этом предприятии кардинально отличается от традиционного. Как правило, сырье нагревается до определенной температуры и непрерывно перемешивается. На фирме «Саша» применяют другой метод: используется коллоидная мельница. Сырье не нагревают (за исключением воскоподобных и жировых компонентов, которые должны приобрести текучесть), а подают ингредиенты по трубопроводу в поток воды, который затем под давлением поступает в смесительный узел, откуда выходит уже готовый крем. В таких условиях варка сокращается до абсолютного минимума и производительность увеличивается до полутора-двух тонн в час, а процесс идет непрерывно.
В завершение можно сказать, что, несмотря на то что количество компаний, занятых производством продукции на заказ, непрерывно растет, число таких, которые одновременно смогли бы обеспечивать высокое качество, работать по высоким стандартам с полноценным оснащением, куда входит не только оборудование, но и необходимая документация, квалифицированные специалисты, научные лаборатории, все еще не велико. В любом случае, по мнению Н.С. Нужненко, выбор остается за заказчиком, и именно от него во многом зависит, как эта сфера будет развиваться дальше: чем выше требования клиента, тем больше у контрактных производителей стимулов к развитию.